В настоящее время очень много
говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты,
неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью
художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление.
Давайте поговорим об
экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как
поэты пытаются привлечь внимание
человечества к этой теме.
Мы
проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти художественные средства.
Анализ стихотворений.
Послушайте стихотворение
А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке»
Черными лентами окаймлены берега,
Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,
В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,
Ходит в пленке
Волна многоцветного спектра.
Нефтью пропитана, утка лежит под кустом
В слипшихся перьях, словно в промасленной
робе…
- Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению.
«В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна
имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания
всего живого. Кругом траур).
- А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да,
красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть
всему живому).
- Какие художественно- изобразительные средства
использует Тихомиров в своем стихотворении? (В последней строке автор
использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу
представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло.
Так и слипшиеся перья уток, которым
нельзя ничем уже помочь).
- Почему в конце стихотворения автор поставил
многоточие? (Как будто от отчаяния
автор не в силах продолжать описание).
Послушайте еще одно небольшое
стихотворение А.Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но
попробуйте понять, каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.
А Ахматова «Прогулка»
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
- С какого художественного приема начинается
стихотворение? (Автор использует
прием антитезы).
- Объясните, для чего Ахматова использует антитезу,
что хотела подчеркнуть? (Неприятный,
резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень
– символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето
и все начинает расти).
- Какое художественно-выразительное средство
использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может
беспокойным, насторожившимся).
- А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается к этому насторожившемуся покою, и
насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).
Как много в современном мире
шума: громкая музыка, гудящие моторы машин, рев сирен и т.д. Анализируя
следующее стихотворение, поговорим о шумовой экологии.
Л.Стефанова. «Тишина»
Бьют по нервам будильники, Тишина, тишиной, тишины…
Верещат телефоны, Тихо все в
это тихое утро.
Громыхают лифты,
Напряженье уходит
Трамваи скрежещут прямо по
мне. Из сердца, из мышц, из
виска.
Тормоза и моторы, Мир скрежещущий выключен,
Телевизоры и клаксоны, Как на столе
репродуктор.
Транзисторы,
В синем небе бесшумно плывут
Отбойные молотки, облака.
Вертолеты, соседи, вагоны
Нас пытают мучительной
пыткой,
По какой не знаю вине.
- Заметили ли вы, что стихотворение четко делится на
две смысловые части? Какие? (1 часть
– шум, скрежет, грохот; 2 часть – тишина).
- С какой целью Стефанова Л. Использует ряд однородных
членов предложения? (ряд однородных
членов предложения и градация создают действительную картину современной жизни.
Ощущение постоянного напряжения слуха. Это мучительная пытка. И человек как
будто мечется в этом шуме, в этом жутком и неприятном скрежете, скрипе,
грохоте).
- Найдите прием звукописи. Отличается ли звукопись 1 и
2 части? (Звукопись 1 части помогает усилить неприятные
ощущения, повтор звуков р, б, ж, з создает шумовой эффект. А часто встречающие
звуки 2-ой части – х, ш, щ, глухие согласные – успокаивают
воспаленный слух, раздраженные, взбудораженные нервы).
- Проанализируйте содержание2-ой части. ( Вторая часть начинается со слова тишина.. Автор несколько раз использует это
слово в разной форме, он будто любуется этим словом, которое даже своей
звуковой оболочкой несет успокоение его
слуху. «Тишина, тишине, тишины. Тихо все в это тихое утро».
-Проанализируйте самостоятельно стихотворения с точки зрения содержания и использования изобразительных
средств
О.Э.
Мандельштам Теннис.
Май. Грозовых туч
клочки. Все моторы и
гудки,-
Неживая зелень чахнет. И сирень бензином
пахнет.
А.К.Передреев. Я жил свободно и
открыто…
Я жил свободно и
открыто, От снега
спрятавшись туда.
Я делал чистые дела. Садились голуби на
фермы,
И производственная крыша Роняли перья и помет…
Над головой моей плыла. И падали, теряя формы,
Она была как купол
цирка. Полет коверкая,
в пролет…
Но не хватало высоты Как ветошь, тлело
оперенье…
Парам расплавленного
цинка, Но между цинковых
чанов
Удушью серной кислоты. Я нес брезентовый передник
И жили голуби под
крышей, Все шесть
положенных часов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий