Технология кейс-стади (Case study)
Кейс
метод (Case study) - метод анализа
ситуаций, метод ситуационного обучения.
Кейс-метод - практически-проблемный метод.
Суть
кейс-метода (Case study) в том, что учащимся предлагают осмыслить
реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не
только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный
комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс - это описание реальной ситуации, произошедшей в той
или иной сфере деятельности, предложенной для того, чтобы спровоцировать
дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и
анализу ситуации, и принятию решения.
Материалы для создания кейса
Проблемные
реальные ситуации
Интересные
исторические факты
Литературные
источники и др.
Виды представления CASE
Печатный
CASE
Мультимедиа
CASE
Видео
CASE
Объем CASE - от нескольких
предложений на одной странице (западно-европейские кейсы) до множества страниц
(американские кейсы).
Однако
следует
помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по
сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
«Ни
одно воспитание не нарушает так страшно равновесия в детском организме, ни одно
так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все
внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время
только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя
своих сил ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и
отчетливо передать, хотя бы на словах, то, что они выучили или прочли; они рано
делаются какими-то только мечтающими, пассивными существами, все собирающимися
жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися
навсегда мечтателями… развитие головы и совершенное бессилие характеров,
способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать – думать) и
неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания» (К.Д.Ушинский).
Структура занятия с использованием
кейс-технологии
1. Подготовительный
этап.
Педагог
подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет
место занятия в системе предмета, задачи занятия.
2.
Ознакомительный этап.
Вовлечение
участников в живое обсуждение реальной ситуации.
2.1. Введение в
ситуацию.
2.3. Описание
ситуации.
2.3.
Выполнение индивидуального задания.
2.5. Поиск
необходимого информационного материала.
2.5.
Глоссарий.
3.
Основной (аналитический) этап.
Раунды
1)
Пояснения ведущего; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных
материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение
докладчиков.
2)
первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск
аргументов и решений;
3)
второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая
дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
3. Итоговый этап.
Заключительная
презентация результатов аналитической работы (участники могут узнать и сравнить
несколько вариантов решений одной проблемы);
обобщающее
выступление ведущего – анализ ситуации;
Самооценка
и оценивание результатов деятельности.
Технология
работы с кейсом
1.
Осознание и формулировка проблемы на основе
интерпретации ситуации.
2.
Выявление причин возникновения данной проблемы.
3. Выработка различных способов действия (вариантов
решения проблемы) в данной ситуации – альтернатив.
4. Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ
положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ
необходимых ресурсов для их осуществления.
5.
Составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их
реализации (с определением конкретных шагов и наполнением их содержания).
Лист самооценки
1.
Тема_______________________________________________
2. Что нового узнали?
_________________________________
3. Чему новому
научились?____________________________
4.Чему
хотели научиться, но не получилось? ____________________________________
5. Почему не получилось?______________________________
6. Какие проблемы возникли в процессе работы
_____________________________________________________
7. Пути решения
проблем______________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Особенности применения Кейс метода
1)
Метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем
дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет
однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть
несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
2)
Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а
на его выработку, на сотворчество субъектов процесса
обучения.
3)
Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и
формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных
установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
4)
Высокий уровень эмоциональности, мотивированности, творческой
конкуренции в процессе работы над кейсом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий