суббота, 17 ноября 2012 г.

Технология сase study


Технология кейс-стади (Case study)

Кейс метод (Case study) - метод анализа ситуаций, метод ситуационного обучения.

Кейс-метод - практически-проблемный метод.

Суть кейс-метода (Case study)  в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.


Кейс - это описание реальной ситуации, произошедшей в той или иной сфере деятельности, предложенной для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Материалы для создания кейса

Проблемные реальные ситуации
Интересные исторические факты
Литературные источники и др.

Виды представления CASE

Печатный CASE
Мультимедиа CASE
Видео CASE

Объем CASE - от нескольких предложений на одной странице (западно-европейские кейсы) до множества страниц (американские кейсы).

Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

«Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесия в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хотя бы на словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими, пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями… развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать – думать) и неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания» (К.Д.Ушинский).



Структура занятия с использованием кейс-технологии

1.      Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место занятия  в системе предмета,  задачи занятия.

2. Ознакомительный этап.

Вовлечение участников в живое обсуждение реальной ситуации.

2.1.  Введение в ситуацию.
2.3.  Описание ситуации.
2.3. Выполнение индивидуального задания.

2.5.  Поиск необходимого информационного материала.
2.5. Глоссарий.



3. Основной (аналитический) этап.
     
Раунды

1) Пояснения ведущего; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
3) второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
3.      Итоговый этап.
Заключительная презентация результатов аналитической работы (участники могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
обобщающее выступление ведущего –  анализ ситуации;
Самооценка и оценивание результатов деятельности.

Технология работы с кейсом

1. Осознание и формулировка проблемы на основе  интерпретации ситуации.

2. Выявление причин возникновения данной проблемы.

3. Выработка различных способов действия (вариантов решения проблемы) в данной ситуации – альтернатив.

4. Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления.

5. Составление программы деятельности с ориентацией  на первоначальные цели и реальности их реализации (с определением конкретных шагов и наполнением их  содержания).

Лист самооценки

1. Тема_______________________________________________
2. Что нового узнали? _________________________________
3. Чему новому научились?____________________________
4.Чему хотели научиться, но не получилось?                   ____________________________________
5. Почему не получилось?______________________________
6. Какие проблемы возникли в процессе работы _____________________________________________________
7. Пути решения проблем______________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________

Особенности применения Кейс метода


1) Метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

2) Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество субъектов процесса обучения.

3) Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.

4) Высокий уровень эмоциональности, мотивированности, творческой конкуренции в процессе работы над кейсом.





Комментариев нет:

Отправить комментарий