среда, 23 июля 2014 г.

Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"


Стихотворение  "Учись у них - у дуба, у березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.). Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы. Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает неуловимые переходные состояния природы и человека
Алгоритм работы

Тема
Взаимосвязь человека и природы
Лексика(эпитеты, образы, детали, глагольные формы)
1 строфа:
Учись у них
 
У дуба, у березы
 


Жестокая пора
 
 
Напрасные … слезы
 
Повелительная форма глагола: призыв, приказ, побуждение.
Образы живой природы, символизируют сильное и слабое, мужское и женское начало в жизни, олицетворены в стихотворении
Крайне суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Бесполезные, неосновательные, ненужные – метафорический образ
2 строфа:
Злей метель
 
 
Сердито рвет
Последние листы
Холод лютый
 
 
Они стоят, молчат; молчи и ты!
 
Сравнительная степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья
Раздраженно, гневно, злобно
Конечный, безнадежный
Злой, свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Лексический повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного числа, обращенного напрямую к человеку.
3 строфа:
Ясные дни
 
 
Гений
 
 
 
 
 
Жизнию дыша
 
 
Новые откровения
 
 
Скорбящая душа
 
Прям.: Яркий, сияющий, светлый, ничем не замутненный.Перенос.: ничем не омраченный, спокойный
В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой жизни, радости, тепла, света.
Книжная устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль
Впервые созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних.
Горюющая, печальная, страдающая
Синтаксис(структура предложения, строфы;
интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
1 строфа:
Учись у них - у дуба, у березы.
 
 
 
 

Кругом зима. Жестокая пора!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора
 
 
 
 
 
 
 
 
2 строфа:
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!
 
3 строфа:
Но верь весне.
 
 
 
 
 
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
 
Простое предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения + точка в конце предложения) – звучит как назидание, нравоучение, наставление
Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях. Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие, информационно-насыщенные предложения придают динамичность.
Сложносочиненное предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием имеющим многозначный смысл:
прям.: давить, стискивать, давить для выделения жидкости
перен.: ощущение тоски, страха
устаревшая форма деепричастия придает торжественность сказанному

Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику.
Риторическое восклицание – призыв сродниться с природой.
 
Предложение с глаголом повелительного наклонения.
Первые предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной форме.
Простые и простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями предложения восстанавливают динамику.
Звукопись
Учись у них - у дуба, у березы.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Сердито рвет …
хватает холод лютый;
стоят, молчат; молчи и ты!
верь весне
Переболит скорбящая 
Ассонанс
Аллитерация
Создают музыкальность стихотворения.
Сюжет
Кругом зима. Жестокая пора.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!


НО! верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Экспозиция,
 
завязка,
развитие действия – пессимистическое, скорбное настроение.
 
Кульминация непогоды в природе связана с душевными переживаниями человека
Противительный союз НО указывает на жизнеутверждающую развязку в постижении гармонии мира.
Образ лирического героя
Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни.
Идея
Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.

 

10 комментариев:

  1. Спасибо за подробный и простой анализ.

    ОтветитьУдалить
  2. думаю, учителям словесности и ученикам старших классов от этого анализа несомненная польза.
    Мне, учителю математики, до сих пор не понятно - зачем такие сложности? Мне повезло - я могу просто читать и наслаждаться поэзией)))

    ОтветитьУдалить
  3. А сколько в этом произведении героев?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое,очень помогло :)

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за ясный анализ!

    ОтветитьУдалить
  6. Огромное спасибо!!!!!!!!)))))

    ОтветитьУдалить