среда, 23 июля 2014 г.

Анализ произведения "Я конквистадор в панцире железном..."

Н. Гумилев. "Я конквистадор в панцире железном..."  

Стихотворение "Я конквистадор в панцире железном" относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. В октябре 1905 года вышел первый сборник стихов Н. Гумилева «Путь конквистадоров», изданный на средства его родителей. В. Брюсов в рецензии на сборник поощрил поэта, сказав, что «в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только «путь» нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди». 
Это отзыв окрылил юношу, стал поводом для начавшейся переписки поэтов. Дальнейший рост Гумилева во многом определился воздействием В. Брюсова, которого молодой автор считал своим учителем.  Гумилев ни разу не переиздавал свою первую книгу. Он начал свой поэтический «счет для всех» книгой «Романтические цветы» в 1918 году. Третье издание сборника «Романтические цветы» в 1918 году он открыл новым вариантом этого стихотворения под названием «Сонет».
 Алгоритм анализа


Тема
Достижение мечты, путь к цели, путь творца-поэта
Лексика (эпитеты, образы, детали)
1 строфа:
Конквистадор
Главный образ стихотворения: Испанский завоеватель, искатель приключений.
Мужское начало. Романтический образ рыцаря
Панцирь железный
Доспехи для защиты, от окружающих опасностей. Неуязвимость героя. 
Весело
Эпитет передает радостное оптимистичное мироощущение
Преследую звезду
Образ звезды – цели, мечты. Настойчиво иду к цели, мечте
Прохожу по пропастям и безднам
Преодолеваю жизненный испытания, трудности, сложные обстоятельства
Отдыхаю в радостномсаду
Метафора отношения к жизни. Нахожу удовлетворение, успокоение, радость от достигнутых целей и высот. Эпитет «радостном» указывает на положительные эмоции героя.
2 строфа
Смутно в небе диком и беззвездном
Дикий – некультивированный, грубый, необузданный
Беззвездный – темный, неизведанный, опасный
Метафорическое определение жизни.
Растет туман
Загадочность, перекличка с символистами.
НО! Я молчу и жду
Противоречие символистам: споен, терпелив, мужественен.
И верю, я любовь свою найду…
Уверенность в достижении творческой цели, мечты.
3 строфа
Нет полдневных слов звездам
Слов при свете дня.
Я сам мечту создам
Самостоятельность, творчество
Песня битв
Музыка сражений, рассказы об одержанных победах, о достигнутых высотах, мечтах, целях и пр. Поэтическое творчество.
Любовно зачарую
Научу любить, влюблю в свое творчество
4 строфа
Я пропастям и бурям вечный брат
Сроднился с трудностями и испытаниями. Они не пугают лирического героя, он их принимает
Вплету в воинственный наряд звезду долин, лилею голубую
Лилия голубая - романтический символ заветного цветка. В народной символике цветок означает смерть, а голубой цвет ассоциируется со звездой - символом торжества загробной жизни героя. Эпитет "голубая" может ассоциироваться с мечтой. Это метафора достижения цели в творчестве, добытой в трудностях и сражениях, пусть даже ценой собственной жизни.
Глагольные формы
Глаголы 1 лица
Максимально сближают с автором
Синтаксис (структура предложения, строфы; интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Единоначатие строф «Я» – акцентирование на индивидуально-личностном мироощущении лирического героя.
Предложения простые с глаголами 1-го лица, констатирующие образ жизни и отношение к ней лирического героя.

Риторический вопрос – вечность неизведанности мира.

Многоточие – подчеркивает напряженность эмоционального состояния.


Предложение сложно-синтаксической конструкции подчеркивает причинно-следственные связи и убежденность в своей победе лирического героя.



Сложносочиненное предложение  с противительным союзом НО, подчеркивает способность лирического героя противостоять трудностям в достижении цели.
Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)
Состоит из четырех строф. 14 строк.
Ямб пятистопный
Двусложная стропа с ударением на второй слог
Катрен:
Мжмж
Мжжм
Терцет:
Ммж
Ммж
Композиция, сюжет

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду
.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Последовательность развития мысли:
Тезис – утверждения своего предназначения, радостное мажорное признание своего пути, своего места в жизни и самой жизни.




Антитезис – не все просто и легко в окружающем мире, но лирический герой-поэт уверен в своем успехе.



Обрамление

Синтез – осмысление своего пути и назначения.




Развязка – готовность пройти достойно свой путь и достичь поставленной цели



Вся композиция стихотворения изображает сюжетно-эмоциональный перелом в душе лирического героя.
Жанр
Сонет
Отклик на события, пережитые поэтом, что придает музыкальность и эмоциональность содержанию.
Смысл названия
Путь конквистадора
Путь художника, творца, мужчины, рыцаря творчества
Лирический герой
Максимально сближен с автором. 9 раз употреблено местоимение «Я». Глагольные формы 1 лица: прохожу, преследую, отдыхаю, создам, вплету и др.
Идея
Автор обращается к извечным проблемам человеческого бытия, размышляя о любви и наслаждении в творчестве, самопознании и постижении законов окружающей действительности, о сложности и многогранности жизни, о важности проявления твердости, целеустремленности и настойчивости в достижении цели.

 

1 комментарий: