суббота, 3 ноября 2012 г.

Н.А.Некрасов и Ф.И.Тютчев. Сравнительный анализ


СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
 Н.А. НЕКРАСОВА «НАДРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ ОТ МУКИ…» И Ф.И. ТЮТЧЕВА «НЕТ, МОЕГО К ТЕБЕ ПРИСТРАСТЬЯ...» 

Стихотворения Некрасова и Тютчева посвящены весенней природе (в них появляются образы «матери природы» и «матери земли»), ради которой герой оставляет другой мир (не такой прекрасный и гармоничный). Главный предмет изображения и в «Надрывается…...», и в «Нет, моего к тебе пристрастья...» – красота и гармония природы, которая обладает притягательной силой. Но и способы изображения окружающего мира, и позиции лирических героев в этих стихотворениях очень различны.

Стихотворение Некрасова «Надрывается сердце от муки» написано знаменитым размером Некрасова – трехстопным анапестом (действительно «скорбным»); «Нет, моего к тебе пристрастья...» Тютчева – четырехстопным ямбом. Лексика, которую используют поэты при описании природы, довольно сильно различается. У Некрасова природа изображена очень конкретно, без символов и метафор; конкретно и единственное сравнение – весны с ребенком; поэт любит сплошной, чудно смешанный шум: грохот тройки, скрипенье подводы, крик лягушек, жужжание ос, треск кобылок, ржанье жеребенка. Здесь же встречаются и просторечное имя Парасковья, и знаменитое некрасовское Чу!  У Тютчева лексика высокая и отвлеченная: он употребляет такие слова и выражения, как жажду, пристрастье, духов бесплотных сладострастье, цветущее блаженство мая, светлая мечта; есть здесь метафорические образы (Весенний, теплый воздух пить; …Набресть… // …на светлую мечту, утеха рая). Даже, казалось бы, одинаковые определения у двух поэтов имеют разные формы и оттенки: эпитет золотая (весна) у Некрасова можно связать с реальной природой, солнечным светом, златые (сны) у Тютчева – устаревшая форма со старославянским неполногласием, и звучит она более торжественно и отвлеченно.
И в «Надрывается сердце от муки», и в «Нет, моего к тебе пристрастья…...» ощущается присутствие какой-то другой жизни, от которой уходит лирический герой. Но герой Некрасова совершает побег от царящих в мире звуков барабанов, цепей, топора (которые вырастают в его стихотворении до символов мирового зла), природа противопоставлена человеку, человеческому миру (в мир природы гармонично вписывается только ребенок, играющий в прятки в лесу; ведь не случайно ребенок рифмуется со словом жеребенок, а весну Некрасов называет дитя). У Тютчева есть только абстрактный намек на существование другого мира – мира, который заключен в самом герое: он не жаждет духов бесплотных сладострастья и выбирает гармоничное сосуществование с природой.
В стихотворении Тютчева нет противопоставления и контраста; изображение красоты весны плавно переходит в перечисление занятий поэта, которые опять перемежаются описаниями природы.
Герои обоих стихотворений признаются в любви весне-природе (Но люблю я, весна золотая...; Нет, моего к тебе пристрастья // Я скрыть не в силах, мать земля!), оба называют ее матерью. Но обращение это наполнено разным смыслом.
В стихотворении Тютчева природа – мир, в котором обитает поэт, источник вдохновения, посылающий золотые сны и светлую мечту. Мать земля здесь скорее традиционное обращение (еще в былинах говорилось мать сыра земля); хотя Тютчев и говорит, что он ее верный сын, в его стихотворении весна скорее не мать, а возлюбленная (…Пора любви, пора весны). Картину цветущей весны создают именно воздух, облака, свежий дух синели. Такое изображение природы мало соотносится с понятием «матери земли», вещественным и материальным. В описаниях внутреннее мироощущение героя переплетается с признаками внешнего мира («златые сны» принадлежат то ли природе, то ли поэту, который пьет весенний воздух, следит облака). Герой стихотворения живет в идиллической гармонии и согласии с природой, его жизнь состоит в том, чтобы наслаждаться окружающим миром, блаженством мая.
В стихотворении Некрасова все иначе. Мир, в котором живет поэт, полностью противопоставлен миру природы, но она действительно является матерью поэту: к ней уже не первый раз возвращается блудный сын, ищущий успокоения и забвения. Внутреннее состояние героя Некрасова (в отличие от героя Тютчева) совершенно не соответствует гармонии, царящей в природе (в центральной части стихотворения перечисляется то, что формирует чувство жизни и гармонию жизни; возможно, эти описания так отчетливы, ясны и конкретны именно потому, что герой не может слить свое внутреннее состояние с состоянием природы и наблюдает за проявлениями ее жизни отстраненно). Он ощущает глубокий внутренний конфликт, что вообще характерно для лирики Некрасова: его герой мучается и страдает от своего несовершенства. В этом он противоположен герою стихотворения Тютчева, который спокойно может находиться в бездействии глубоком, бродить без дела и без цели. Так ощущает Некрасов природу (она – дитя без заботы и дум), но не таков его герой. В «Надрывается сердце от муки» на передний план выходит именно мотив разлада, с которого начинается и которым кончается стихотворение.
Шуму природы (для Некрасова именно шум является гармонией природы, что совсем не так для Тютчева: его стихотворение намного благозвучнее), чудно смешанному, противопоставлены другие звуки, шум иной, который оглушает и подавляет героя, уничтожает в его душе гармонию, заложенную матерью природой, и, напротив, пробуждает в нем музыку злобы (интересно, что музыка у Некрасова дисгармонична, тогда как гармоничен шум), из-за которой он не может наслаждаться красотой, а счастье и блаженство ему недоступны. В «Надрывается сердце от муки…» звучат вечные для Некрасова темы несвободы, давящей власти, злобы и муки. Герой Некрасова, как бы он ни хотел, не может забыть об этом, но он так невыразимо устал, что вновь возвращается к природе в безнадежной попытке обрести покой (очевидно, ему это никогда не удавалось: идет он снова, со всегдашним желаньем своим); состояние героя в «Нет, моего к тебе пристрастья...» – недостижимый идеал для него. Он стремится убежать из одного мира (зла, боли и муки) в другой (счастья, славы и свободы), но получается, что он не может жить ни в одном из них: забвения ему не даровано, шум весны заглушить звуки барабанов, цепей, топора не способен. В герое Некрасова сочетаются ненависть к одному миру и любовь к другому; и он остается как бы между двумя мирами, мучительно ощущая свою несвободу, бессилие, усталость и невозможность что-либо изменить в себе или в окружающем мире. Ничего подобного не чувствует герой Тютчева; в стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…...» нет никаких гражданских тем, отвлекающих героя от бездействия и созерцания природы: он свободен и счастлив, достигнув идеала.
В стихотворении Тютчева «Нет, моего к тебе пристрастья...» мир героя замкнут, статичен, его внутреннее состояние слито с состоянием природы. Стихотворение же Некрасова «Надрывается сердце от муки…» – еще и реакция на происходящие в реальном мире события, к которым он не мог остаться равнодушным: герой Некрасова всегда связан с миром людей, о страданиях которых он никогда не забывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий