"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала
Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин).
Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Безударные
гласные в корне словаОт ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..
З..л..нела на п..лянке
И густой была тр..ва.
Ясно даже обезьянке,
Как проверить все слова.
А теперь потренируйся:
- За р..кой был лес.
- Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за ..рехами.
- Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой. (По Н.Носову)
Ре..кий ветер и моро..,
Даже ду.. в лесу замёр.. .
Здесь опять нужна сноровка.
Действуй верно, действуй ловко.
Сомневаешься? Не трусь.
За согласной встанет пусть
Гласный. Сразу мы услышим
Чёткий звук. Готово? Пишем!
А теперь потренируйся:
Я со всеми нынче гру..,
Очень сильно ноет зу.. .
Я не ем ни хле.., ни су..,
Потому что ноет зу. .
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
Вдруг поможет шокола..?
Я бы был бы очень ра.. .
Или сла кая вода?
О как больно, вот беда!
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.
Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова
Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ
А теперь потренируйся:
Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет –
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.
Кто командует корнями?
- От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
- Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
-ЛАГ- (-ЛОЖ-)
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
-СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ
Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.
БЕЗ УДАРЕНИЯ
|
ПОД УДАРЕНИЕМ
|
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
|
-ГОР-
|
-ГАР-
|
УТВАРЬ
|
-КЛОН-
|
-КЛАН-
|
ЗОРЕВАТЬ
|
-ТВОР-
|
-ТВАР-
|
ЗОРЯНКА
|
-ЗАР-
|
-ЗОР-
|
ПЛОВЕЦ
|
-ПЛАВ-
|
-ПЛОВ-
|
ПЛОВЧИХА
|
Чередующиеся гласные в корне слова
Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:
- -бер-бир-;
- -пер-пир-;
- -дер-дир-;
- -тер-тир-;
- -мер-мир-;
- -стел-стил-;
- -блест-блист-;
- жег-жиг-.
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.
Командует смысл
- -РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
- -РАВН- (одинаковое: равны по весу)
- -МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
- -МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)
Плот накл..нился, и Элли закричала от страха, но Железный дровосек и Страшила поспешили вск..чить на другой край, и р..вновесие восстановилось. Железный дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная р..внина. Путники надеялись встретить во дворце Гудвина г..рячий приём. Р..внодушие волшебника пугало их. На горизонте бл..снула з..рница, за ней другая, третья. Тучи заст..лали уже полнеба, бл..стали молнии. И до зам..рающих от страха путников донеслись раскаты грома. (По А. Волкову)
Употребление твёрдого знака
Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень твёрдый знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
После приставки место моё,
Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.
А теперь потренируйся:
В..ются, кружатся снежинки,
Б..ются в двери и в окно.
В..юга замела тропинки,
В..езды в город и село.
Шарик с..ёжился в под..езде –
С..есть бы что-нибудь сейчас!
Хорошо с Дружком бы вместе
Кость припрятать про запас.
В..юга, в юга, успокойся,
Белой змейкой уползи.
Шарик, миленький, не бойся.
На вот хлебца, погрызи.
Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных
Посмотри скорей, друж..к:
С неба падает снеж..к.
С белой крыш..й и крыльц..м
Дом нам кажется дворц..м.
А теперь, дружок, внимание:
В суффиксах и окончаниях
На краешке слова, в самом конце
После шипящих и после Ц
Под ударением пишется О,
Е – безударная, только всего.
А теперь потренируйся:
Идет по клеверу быч..к.
Его боч..к как кабач..к,
Как барабан
Его живот.
Он клевер целый день жуёт. (Л.Мезинов)
Дедушка Еж..к,
Не ходи на береж..к.
Там растаял снеж..к,
Заливает луж..к.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Правописание -И-Ы- после Ц
Цыган на цыпочках
И цыкает так громко,
Цыплёнок – в обморок,
Проблемы у цыплёнка:
- Зачем я, бедный, в исключения попал?
Цыган ужасный насмерть напугал.
А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
Веселье, радость, смех и суета.
На мотоцИклах цИркачи лихие
Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
На цИферблате стрелки ловко пляшут,
ЦИстерна с квасом выпита давно.
ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
ЦИклоп и цИник побрели в кино.
А где же Ы?
Взгляни на кончик слова:
КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
-Теперь ты понял, - спрашиваю снова, -
Где после Ц ты пишешь И, где Ы?
Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-
Вот замочЕК. К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-
- ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА
- КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА
Всегда одинаково пишутся,
Хотя все по-разному слышатся,
Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
Учил их весь день и до ночи я.
ДОбежать и НАДписать,
ОБрубить и ОТдохнуть….
Надо правильно писать.
Ты про это не забудь.
Приставки на З и приставка -С-
З- приставки не бывает.
Это каждый твёрдо знает.
Но в словах З всё же есть:
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные впрочем играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.
Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: “Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковкавроде.”
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
А теперь потренируйся:
- Знайка очень любил читать. Он начитался в книжках о дальних странах и стал думать. Думал-думал и пр..думал (з,с)делать воздушный шар.
- Коротышки пр..носили сок цветов, который густел и пр..вращался в резину. Знайка пр..готовил большую бочку для (з,с)бора сока.
- Знайка велел Шпунтику пр..нести насос. К этому насосу он пр..соединил длинную резиновую трубку, облил её соком и стал накачивать воздух.
- Все малыши тоже пр..нялись за дело. Скоро шар так Ра(з,с)дулся, что малышам пр..ходилось в(з,с)бираться на ореховый куст, чтобы обмазать шар сверху и по бокам.
- Работа продолжалась два дня и пр..кратилась тогда, когда шар стал величиной с дом.
- Знайка пр..вязал шар к ореховому кусту и велел коротышкам пр..делать к нему корзину.
Н и НН в суффиксах прилагательных
Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют,
А серебрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ
Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный. (“Уроки радионяни”)
А теперь потренируйся:
Мальчики принесли кожа..ый чемодан и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать листы золотой и серебря..ной бумаги, синей, зелё..ой и оранжевой , картон, коробку с дутыми стекля..ыми шариками, пучки золотой и серебря..ой канители, фонарики с цветными слюдя..ыми окошечками и большую звезду. (По А.Толстому)
Правописание Ь после шипящей в разных частях речи
Ты, дружок, не будь беспечен.
Чтобы грамотно писать,
Начинай-ка с части речи.
Это твёрдо надо знать.
Часть речи
|
Форма слова
|
Ь
|
Пример
|
Существ.
|
3 скл., ж. р.
|
+
|
рожь, дочь
|
Существ.
|
2 скл., м. р.
|
-
|
мяч, грач
|
Существ.
|
ж., ср. род
|
-
|
много туч
|
|
во мн.ч., род. п.
|
-
|
среди чудовищ
|
Глагол
|
во всех глаголах на шипящую
|
|
|
2л., ед. ч.
|
+
|
ты идёшь
|
|
повелит. накл.
|
+
|
съешь суп
|
|
инфинитив (н. ф.)
|
+
|
надо беречь
|
|
Прилагательное
|
краткая форма
|
-
|
колюч, горяч
|
Наречие
|
во всех наречиях
|
+
|
сплошь
|
на шипящую
|
|
навзничь
|
Я могуч, а я колюч,
Я кипуч, а я липуч,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
- Кто вы? – Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!
Правописание НЕ с разными частями речи
Можно только удивиться:
НЕ – часть корня, НЕ – частица,
НЕ – приставка. Как нам быть?
Как всё это не забыть?
Если ты сказал сурово:
- Нет без НЕ такого слова!
Значит, твёрдо должен знать:
Нужно слитно НЕ писать.
Есть СИНОНИМЫ на месте,
Пишем слитно, пишем вместе.
Весело, без огорченья
Ищем новое значенье.
Если А союз ты вставил,
Значит противопоставил
Два предмета, два явленья
Признака. Без сожаленья
Отрывай от слова НЕ.
Будет правильно вполне.
Сижу (не)весёлый, а грустный.
Суп был какой-то (не)вкусный,
Сок далеко был (не)сладкий.
В общем, всё мерзко и гадко.
Может, позвать докторов?
Кажется, я не здоров.
Или поесть шоколада?
Нет, ничего мне (не)надо.
Я почему (не)весёлый?
Вызвали папочку в школу.
Да, (не)избежны (не)взгоды
В чудные школьные годы!
Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Вот короткая вам справка:
Если в слове есть ПРИСТАВКА,
Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
Мы две Н напишем снова.
Если нет условий этих,
Букву Н одну мы встретим.
(Жареное мясо, крашеный сундук)
С –Н- и –НН-, ребята, встретились мы вдруг.
Разобраться можно, риск-то невелик:
(Латаные брюки, рваный воротник,
Скошенные травы, сорванный цветок)
Это не забава. Выучи урок.
Это ведь несложно, трудно позабыть.
Пареная репа проще, может быть.
Этого довольно
На оценку “3”.
Ты в учебник школьный
Всё же посмотри.
Много исключений!
Что ж, запоминай.
Нелегко ученье –
Рук не опускай.
Выучи получше,
Будешь ты всё знать.
И тогда получишь
Ты оценку “5”.
Автор - Притула Нина Петровна, учитель русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий