Давайте попутешествуем по стране ЛИНГВИНИИ Эта чудесная и загадочная страна огромна
Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой – Лингвиния.
Правит этой страной царь, имя которого – Русский язык. У этого могучего, сильного, богатого, крепкого, мужественного, правдивого, свободного (а именно такими эпитетами наделяли его писатели и ученые, живущие в этом государстве), - в подчинении множество сказочно богатых княжеств, и богатства эти дороже бриллиантов, жемчуга и золота: в их кладовых хранятся Слова – вся мудрость русского народа.
2. Жители Лингвинии любят своего правителя; об этом говорят стихи, созданные в честь Языка и его подданных – Слов. Давайте и мы познакомимся с ними:
В состязании на право носить имя победителя участвуют три команды – “Эрудиты”, “Всезнайки”, “Грамотеи”. А прежде чем отправиться в путь, ответьте:
- Чем одно княжество отличается от другого?
- Что изучает морфология?
- Что такое лексика, лексикология?
- Словообразование – это…
- Что такое грамматика?
(ответы детей)
Каждой команде вручается ключ, с помощью которого вы шаг за шагом будете прокладывать себе путь. Немало встретится преград, но они не должны вас пугать. Постарайтесь безошибочно выбрать правильное решение, еще раз обратите внимание на наш девиз.
Условия таковы: за отдельным столом – послы Великих Княжеств (4 консультанта, которые проверяют выполненные задания). Команда садится за стол, отвечает на 5 поставленных вопросов за определенное время. Затем, после оценки каждого вопроса, подводится итог, выставляется в вашу карту-ключ и на карту Страны. А пока подводятся итоги, болельщики могут принести дополнительные очки своей команде, правильно ответив на вопросы. Затем команды меняются местами. И так – пока все четыре испытания не будут у вас позади. Ну, ни пуха ни пера. В путь!
Каждая команда занимает место за одним из столов.
4. КНЯЖЕСТВО МОРФОЛОГИИ
Подберите синонимы: горе - .., стужа - …, хотеть - …, желать - …, твердый - …, базар - …, зной - …
“Доскажи словечко”, объясни значение фразеологизма:
3) Найти
антонимы:
А)
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
Б)
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой.
Угадайте загадку. Что это – омонимы или многозначные слова?
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной. (норка)
Исправьте ошибки:
А) Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Б) Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
В) Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
6. КНЯЖЕСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Сердцевиной слова является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Создайте такое дерево из слов с корнем –вод-.
2) Как будет звучать слово:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
3) Записать по одному слову, состоящему из:
- корня и окончания;
- корня, суффикса и окончания,
- приставки, корня, окончания,
- приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Найдите лишнее:
Желток, железо, желтый;
Носильщик, нос, носатый;
Гусь, гусыня, гусеница.
5) Образовать прилагательные по лексическому значению и способу образования:
А) приставочным способом: очень опасный - … (преопасный),
Б) суффиксальным: с большими зубами,
В) сложение: сладкий с кислым привкусом,
Г) суффиксальным: очень высокий,
Д) сложение: имеющий отношение к железной дороге
7. КНЯЖЕСТВО ГРАММАТИКИ
1) Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб?
2)
Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я – гроза для шхун,
А называюсь я - …. (тайфун)
3)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живет в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (мед-ведь)
4) Заполнить квадраты (окончания одинаковые).
(ол)
5) Разгадать и прочитать китайскую пословицу.
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
(Люди, а не стены создают города)
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ И БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Обратите внимание на девиз урока: нужно найти нужное слово! Определите, о чем идет речь:
1. Большой, бесформенный кусок земли, льда (глыба)
2. Занимающий очень много места, слишком большой (громоздкий).
3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь (грянуть).
4. Полный телом, крупного телосложения (дородный).
5. Крайне усталый, утомленный (изнуренный).
6. Терять силы, ослабевать (изнемогать).
7. Постепенно утрачивать яркость, блеск (меркнуть).
8. Светиться прерывистым, слабым светом (мерцать).
9. Выделанная овечья шкура (овчина).
10. О чем говорится в стихотворении и как называется это явление в русском языке?
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много.
11. Что значит слово ПОЗОР? Какое значение имело оно в прошлом? Что общего в этих словах?
Страна Глаголия
Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой – Лингвиния.
Правит этой страной царь, имя которого – Русский язык. У этого могучего, сильного, богатого, крепкого, мужественного, правдивого, свободного (а именно такими эпитетами наделяли его писатели и ученые, живущие в этом государстве), - в подчинении множество сказочно богатых княжеств, и богатства эти дороже бриллиантов, жемчуга и золота: в их кладовых хранятся Слова – вся мудрость русского народа.
2. Жители Лингвинии любят своего правителя; об этом говорят стихи, созданные в честь Языка и его подданных – Слов. Давайте и мы познакомимся с ними:
- “Мой верный друг!”, Брюсов В.
- “Русский язык”, Бальмонт К.
- “Русский язык”, Щипачев С.
- “Мужество”, Ахматова А.
- “Русская речь”, Шефнер И.
- “Наш язык”, Сергеев-Ценский С.
- “Слово”, Гумилев Н.
- “Любите слово”, Боков В.
- “Родное слово”, Балюк В.
В состязании на право носить имя победителя участвуют три команды – “Эрудиты”, “Всезнайки”, “Грамотеи”. А прежде чем отправиться в путь, ответьте:
- Чем одно княжество отличается от другого?
- Что изучает морфология?
- Что такое лексика, лексикология?
- Словообразование – это…
- Что такое грамматика?
(ответы детей)
Каждой команде вручается ключ, с помощью которого вы шаг за шагом будете прокладывать себе путь. Немало встретится преград, но они не должны вас пугать. Постарайтесь безошибочно выбрать правильное решение, еще раз обратите внимание на наш девиз.
Условия таковы: за отдельным столом – послы Великих Княжеств (4 консультанта, которые проверяют выполненные задания). Команда садится за стол, отвечает на 5 поставленных вопросов за определенное время. Затем, после оценки каждого вопроса, подводится итог, выставляется в вашу карту-ключ и на карту Страны. А пока подводятся итоги, болельщики могут принести дополнительные очки своей команде, правильно ответив на вопросы. Затем команды меняются местами. И так – пока все четыре испытания не будут у вас позади. Ну, ни пуха ни пера. В путь!
Каждая команда занимает место за одним из столов.
4. КНЯЖЕСТВО МОРФОЛОГИИ
- Перечислить все части речи (с
примерами)
- Назвать существительные мужского
рода: корова - …, курица - …, утка - …, овца - …, свинья - …, ласточка - …
- Назвать 5 существительных, имеющих
форму только множественного числа.
- Образуйте от глаголов причастия:
бить, везти, дремать, греть, обидеть, залаять, смеяться.
- Записать словами: 3 (девушки,
юноши, щечки, дети, балерина), 4 (сутки, детеныш).
Подберите синонимы: горе - .., стужа - …, хотеть - …, желать - …, твердый - …, базар - …, зной - …
“Доскажи словечко”, объясни значение фразеологизма:
А)
Дружнее
этих двух ребятНа свете не найдешь, О них обычно говорят: ……… (водой не разольешь) |
Б)
Мы исходили
городок Буквально ……(вдоль и поперек), И так устали мы в дороге, Что еле …… (волочили ноги). |
А)
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
Б)
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой.
Угадайте загадку. Что это – омонимы или многозначные слова?
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной. (норка)
Исправьте ошибки:
А) Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Б) Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
В) Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
6. КНЯЖЕСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Сердцевиной слова является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Создайте такое дерево из слов с корнем –вод-.
2) Как будет звучать слово:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
3) Записать по одному слову, состоящему из:
- корня и окончания;
- корня, суффикса и окончания,
- приставки, корня, окончания,
- приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Найдите лишнее:
Желток, железо, желтый;
Носильщик, нос, носатый;
Гусь, гусыня, гусеница.
5) Образовать прилагательные по лексическому значению и способу образования:
А) приставочным способом: очень опасный - … (преопасный),
Б) суффиксальным: с большими зубами,
В) сложение: сладкий с кислым привкусом,
Г) суффиксальным: очень высокий,
Д) сложение: имеющий отношение к железной дороге
7. КНЯЖЕСТВО ГРАММАТИКИ
1) Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб?
2)
Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я – гроза для шхун,
А называюсь я - …. (тайфун)
3)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живет в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (мед-ведь)
4) Заполнить квадраты (окончания одинаковые).
У
|
Г
|
|
|
Г
|
|
|
|
С
|
Т
|
|
|
П
|
|
|
|
У
|
К
|
|
|
5) Разгадать и прочитать китайскую пословицу.
RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA
(Люди, а не стены создают города)
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ И БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Обратите внимание на девиз урока: нужно найти нужное слово! Определите, о чем идет речь:
1. Большой, бесформенный кусок земли, льда (глыба)
2. Занимающий очень много места, слишком большой (громоздкий).
3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь (грянуть).
4. Полный телом, крупного телосложения (дородный).
5. Крайне усталый, утомленный (изнуренный).
6. Терять силы, ослабевать (изнемогать).
7. Постепенно утрачивать яркость, блеск (меркнуть).
8. Светиться прерывистым, слабым светом (мерцать).
9. Выделанная овечья шкура (овчина).
10. О чем говорится в стихотворении и как называется это явление в русском языке?
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много.
11. Что значит слово ПОЗОР? Какое значение имело оно в прошлом? Что общего в этих словах?
Страна Глаголия
Комментариев нет:
Отправить комментарий