Стихотворение "Учись у них - у дуба, у
березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.).
Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления
поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы.
Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины
природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает
неуловимые переходные состояния природы и человека
Алгоритм работы
Тема
|
Взаимосвязь
человека и природы
|
|
Лексика(эпитеты, образы, детали,
глагольные формы)
|
1 строфа:
Учись у них
У дуба, у
березы
Жестокая пора
Напрасные … слезы
|
Повелительная
форма глагола: призыв, приказ, побуждение.
Образы
живой природы, символизируют сильное и слабое, мужское и женское начало в
жизни, олицетворены в стихотворении
Крайне
суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Бесполезные,
неосновательные, ненужные – метафорический образ
|
2 строфа:
Злей метель
Сердито рвет
Последние листы
Холод лютый
Они стоят,
молчат; молчи и ты!
|
Сравнительная
степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья
Раздраженно,
гневно, злобно
Конечный,
безнадежный
Злой,
свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Лексический
повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа
природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного
числа, обращенного напрямую к человеку.
|
|
3 строфа:
Ясные дни
Гений
Жизнию дыша
Новые откровения
Скорбящая душа
|
Прям.: Яркий, сияющий, светлый,
ничем не замутненный.Перенос.: ничем не омраченный, спокойный
В
древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение
добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой
жизни, радости, тепла, света.
Книжная
устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль
Впервые
созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних.
Горюющая,
печальная, страдающая
|
|
Синтаксис(структура предложения, строфы;
интонационные
акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
|
1 строфа:
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные
на них застыли слезы,
И
треснула, сжимаяся, кора
2 строфа:
Все злей
метель и с каждою минутой
Сердито
рвет последние листы,
И за
сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
3 строфа:
Но верь весне.
Ее
промчится гений,
Опять
теплом и жизнию дыша.
Для ясных
дней, для новых откровений
Переболит
скорбящая душа.
|
Простое
предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения +
точка в конце предложения) – звучит как назидание, нравоучение, наставление
Номинативные
предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только
утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой
обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях.
Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие,
информационно-насыщенные предложения придают динамичность.
Сложносочиненное
предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием
имеющим многозначный смысл:
прям.: давить, стискивать, давить для
выделения жидкости
перен.: ощущение тоски, страха
устаревшая форма деепричастия придает
торжественность сказанному
Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику.
Риторическое
восклицание – призыв сродниться с природой.
Предложение
с глаголом повелительного наклонения.
Первые
предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной
форме.
Простые и
простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями
предложения восстанавливают динамику.
|
Звукопись
|
Учись у них
- у дуба, у березы.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся,
кора.
Сердито рвет …
хватает холод лютый;
стоят,
молчат; молчи и ты!
верь весне
Переболит
скорбящая
|
Ассонанс
Аллитерация
Создают
музыкальность стихотворения.
|
Сюжет
|
Кругом
зима. Жестокая пора.
Напрасные на них застыли слезы,
И
треснула, сжимаяся, кора.
Все злей
метель и с каждою минутой
Сердито рвет
последние листы,
И за
сердце хватает холод лютый;
Они стоят,
молчат; молчи и ты!
НО! верь весне.
Ее
промчится гений,
Опять
теплом и жизнию дыша.
Для ясных
дней, для новых откровений
Переболит
скорбящая душа.
|
Экспозиция,
завязка,
развитие
действия –
пессимистическое, скорбное настроение.
Кульминация непогоды в природе связана с
душевными переживаниями человека
Противительный
союз НО указывает на жизнеутверждающую развязку в постижении
гармонии мира.
|
Образ
лирического героя
|
Строится
на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности,
тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в
торжество жизни.
|
|
Идея
|
Автор
вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в
природе и в душе человека.
|
Спасибо за подробный и простой анализ.
ОтветитьУдалитьдумаю, учителям словесности и ученикам старших классов от этого анализа несомненная польза.
ОтветитьУдалитьМне, учителю математики, до сих пор не понятно - зачем такие сложности? Мне повезло - я могу просто читать и наслаждаться поэзией)))
А сколько в этом произведении героев?
ОтветитьУдалитьсмис
ОтветитьУдалитьспс\
ОтветитьУдалитьИ вам, Анюта, спасибо! Заглядывайте, буду рада
УдалитьСпасибо большое,очень помогло :)
ОтветитьУдалитьСпасибо за ясный анализ!
ОтветитьУдалитьрада, что помсогла
УдалитьОгромное спасибо!!!!!!!!)))))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, прекрасный анализ!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалить