среда, 23 июля 2014 г.

Работа над художественным образом


Субъектная организация повествования:

 

Повествование может быть:
Личное:
·        От лица лирического героя (исповедь)
·        От лица героя-рассказчика
Безличное:
·  От лица повествователя

 

Персонажи:

Ø Главные

Ø Второстепенные

Ø Эпизодические

Ø Собственно действующие лица

Ø Упоминаемые (эпос, лирика)

Ø Внесценические (драма)

 

ПОРТРЕТ

 

ПОРТРЕТ - ОПИСАНИЕ
ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ
ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Описание опирается на физиологию, а не психологию личности. Перечень портретных деталей
С другими персонажами; литературным стереотипом; с явлениями или предметами
Воплощает внутренний мир во внешнем облике:«Лицо его как будто дверью прищемлено…»А. Чехов

 

Краткий, с минимумом деталей
Подробный, обильно детализируемый
Лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали
Обилие подробностей, нередко избыточное
Статический
Динамический
Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа
Плюшкин – «Мертвые души» Н. Гоголя
Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения
Наташа – «Война и мир» Л. Толстого
Описание неизменных статических деталей
Описание внешности в динамике
Цвет волос, глаз, черты лица, фигура
Улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица

 

Приемы создания художественного образа человека:

 

ØВнешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;

ØПсихологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя;

Ø Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи; характеристике героя через его действия и поступки в системе сюжета;

ØПрямая авторская характеристика – она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)

ØХарактеристика героя другими действующими лицами;

ØСопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставления им;

ØИзображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);

ØИзображение природы – помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;

Ø Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

ØХудожественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

Ø Наличие или отсутствие прототипа

 

Виды образов – персонажей:

ЛИРИЧЕСКИЕ  – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии)

 

ДРАМАТИЧЕСКИЕ – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор использует для  характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

 

ЭПИЧЕСКИЕ – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)

 

 ПЕРСОНАЖИ

могут группироваться:

Ø  По классовому признаку

Ø  По сущности

Ø  По сюжетной роли

 Ø  На основе их непосредственного участия в конфликтах 

 

Примерный план характеристики

художественного образа-персонажа

 

I. Место  персонажа в системе образов произведения.

II. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

· характер деятельности и основных жизненных устремлений;

· влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

· тип отношения к окружающим;

· особенности внутренних переживаний.

               5. Авторское отношение к персонажу.

               6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

· с помощью портрета;

· в авторской характеристике;

· через характеристику других действующих лиц;

· с помощью предыстории или биографии;

· через цепь поступков;

· в речевой характеристике;

· через «соседство» с другими персонажами;

· через окружающую обстановку.

 

III. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.      

3 комментария:

  1. Спасибо, порекомендовала ваш блог коллегам-словесникам

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лариса Германовна, за столь высокую оценку моей работы

    ОтветитьУдалить