суббота, 12 октября 2013 г.

Об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений

В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление.
  Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание  человечества к этой теме.  Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.
2. Анализ стихотворений.
Послушайте стихотворение А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке» ( все анализируемые стихотворения есть у каждого ученика на парте)
 Черными лентами окаймлены берега,
 Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,
 В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,
 Ходит в пленке
 Волна многоцветного спектра.
 Нефтью пропитана, утка лежит под кустом
 В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…

- Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению. «В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания всего живого. Кругом траур).
- А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да, красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть всему живому).
- Какие художественно- изобразительные средства использует Тихомиров в своем стихотворении?  (В последней строке автор использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло. Так и слипшиеся перья  уток, которым нельзя ничем уже помочь).
- Почему в конце стихотворения автор поставил многоточие? (Как будто от отчаяния автор не в силах продолжать описание).

Послушайте еще одно небольшое стихотворение А.Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но попробуйте понять, каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.
А Ахматова «Прогулка».
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
- С какого художественного приема начинается стихотворение? (Автор использует прием антитезы).
- Объясните, для чего Ахматова использует антитезу, что хотела подчеркнуть? (Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти).
- Какое художественно-выразительное средство использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может беспокойным, насторожившимся).
- А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается  к этому насторожившемуся покою, и насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).

Как много в современном мире шума: громкая музыка, гудящие моторы машин, рев сирен и т.д. Анализируя следующее стихотворение, поговорим о шумовой экологии.
Л.Стефанова. «Тишина».
Бьют по нервам будильники,                     Тишина, тишиной, тишины…
Верещат телефоны,                                     Тихо все в это тихое утро.
Громыхают лифты,                                      Напряженье уходит
Трамваи скрежещут прямо по мне.            Из сердца, из мышц, из виска.
Тормоза и моторы,                                       Мир скрежещущий выключен,
Телевизоры и клаксоны,                              Как на столе репродуктор.
Транзисторы,                                                В синем небе бесшумно плывут
Отбойные молотки,                                                                           облака.
Вертолеты, соседи, вагоны
Нас пытают мучительной пыткой,
По какой не знаю вине.
- Заметили ли вы, что стихотворение четко делится на две смысловые части? Какие? (1 часть – шум, скрежет, грохот; 2 часть – тишина).
- С какой целью Стефанова Л. Использует ряд однородных членов предложения? (ряд однородных членов предложения и градация создают действительную картину современной жизни. Ощущение постоянного напряжения слуха. Это мучительная пытка. И человек как будто мечется в этом шуме, в этом жутком и неприятном скрежете, скрипе, грохоте).
- Найдите прием звукописи. Отличается ли звукопись 1 и 2 части?  (Звукопись 1 части помогает усилить неприятные ощущения, повтор звуков р, б, ж, з  создает шумовой эффект. А часто встречающие звуки  2-ой части – х, ш, щ, глухие согласные – успокаивают воспаленный слух, раздраженные, взбудораженные нервы).
- Проанализируйте содержание2-ой части. ( Вторая часть начинается со слова тишина.. Автор несколько раз использует это слово в разной форме, он будто любуется этим словом, которое даже своей звуковой оболочкой несет  успокоение его слуху. «Тишина, тишине, тишины.  Тихо все в это тихое утро». 
3.Работа в группах.
-Проанализируйте стихотворение с точки зрения содержания и использования изобразительных средств.(задание разноуровневое)

1 группа  - О.Э. Мандельштам Теннис.
Май. Грозовых туч клочки.                     Все моторы и гудки,-
Неживая зелень чахнет.                           И сирень бензином пахнет.
2 группа – А.К.Передреев. Я жил свободно и открыто…
Я жил свободно и открыто,                  От снега спрятавшись туда.
Я делал чистые дела.                             Садились голуби на фермы,
И производственная крыша                  Роняли перья и помет…
Над головой моей плыла.                      И падали, теряя формы,
Она была как купол цирка.                   Полет коверкая, в пролет…
Но не хватало высоты                           Как ветошь, тлело оперенье…
Парам расплавленного цинка,             Но между цинковых чанов
Удушью серной кислоты.                     Я нес брезентовый передник
И жили голуби под крышей,                Все шесть положенных часов.
4. Домашнее задание.
Попробуйте подобрать стихотворения, в которых затронуты экологические проблемы. Проанализируйте их.
(Это могут быть стихотворения В.Брюсова «Ответ», А.Блока «Возмездие» и «Петроградское небо мутилось дождем» и др.) 

1 комментарий:

  1. Да, страшненькая вырисовывается действительность в стихах поэтов.

    ОтветитьУдалить