воскресенье, 4 октября 2015 г.

«Я к Вам пишу…» Письмо одиннадцатикласснику перед итоговым сочинением

Ну, что, мой друг, приближается час «икс» - сочинение-допуск к ЕГЭ? Ты нервничаешь, пытаешься писать, мысли разбегаются, имена путаются, слова, знакомые с детства, почему-то не выстраиваются в нужном порядке и не создают нужный смысл? Странно… Язык родной, книжку в кратком изложении осилил. В чем же дело?
Сегодня я писала с 9-м классом замечательное изложение по К.И.Чуковскому (да-да, он был не только отцом «Мухи-Цокотухи»). И вот там им была высказана очень глубокая и правильная мысль: «Культура речи неотделима от общей культуры человека… Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Нужно повышать уровень собственной культуры, и тогда не придется искоренять ошибки в языке». Как же это верно! А вот теперь ответь честно сам себе: каков уровень твоего интеллекта? Как ты его развивал до сих пор?

«Ну, вот, - скажет мой собеседник, - мне сочинение писать, а она нотации читает. Не учите меня жить, лучше помогите…»
Ох, мой виртуальный друг, тебя учить уже поздновато, но, может быть, у тебя есть младшие друзья,  братишка или сестренка? Тогда посоветуй им обязательно читать книги. Открою тебе страшную тайну: чтение хороших книг, кроме развития интеллекта и речи, доставляет человеку ни с чем не сравнимое удовольствие. Ведь без книг ты проживешь одну жизнь, а с ними у тебя будет столько жизней, сколько героев встретятся тебе под обложкой. И еще один маленький секрет: не все книги занудны, даже из школьной программы. Неужели ты в детстве не читал, например, «Тома Сойера»? И что? Совсем не занудно, правда? Замечательных книг миллионы, и все они проходят мимо тебя. Если в определенном возрасте ты не прочитаешь их, твоя жизнь будет ограблена. Как прожить подростку без «Робинзона», без «Над пропастью во ржи»? А во взрослом возрасте ты это уже не прочитаешь. Объясни это младшим.
Ах, да, сочинение… Научить тебя писать в этой статье я точно не смогу, но могу дать несколько практических советов.
1)       Выбери 2 блока тем из данных пяти. Если ты с ними не знаком, почитай формулировки на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Я для подготовки своего класса выбрала 2 блока: «Вопросы, заданные человечеству войной» и «Чем люди живы?» И в том, и в другом блоке речь идет о нравственных проблемах (т.е. проблемах, связанных с человеческой совестью или с ее отсутствием). И на войне, и в мирной жизни человек постоянно сталкивается с нравственным выбором. И от того, как он поступит, зависит иногда судьба человечества. Ведь люди живы любовью, милосердием (почти забытым у нас понятием!), честностью, достоинством, гордостью, честью, добротой…. Представь себе, если все эти понятия исчезнут из нашей жизни, что останется?
2)      Вспомни книги, которые ты прочитал. Русская классическая литература не бывает  без нравственных проблем, поэтому ты наверняка вспомнишь хоть одну, подходящую для 5 блока. А если она будет о войне, она наверняка подойдет к обеим темам.
3)      Будь внимателен к формулировке тем сочинений. Их тебе предложат пять: по одной из каждого блока. Вычлени для себя в каждой теме ключевые слова, подумай, какая тема тебе понятнее, к какой ты можешь подобрать литературу. Ключевые слова должны прозвучать у тебя и во вступлении, и в заключении, и уж конечно в основной части. Они помогут тебе не свернуть в сторону от темы (постоянно контролируй себя: «О том ли я пишу?»).
4)      Чтобы писать на сочинении «о том», почитай учебник литературы. Ты будешь приятно удивлен, сколько нужного и понятного ты там найдешь.
5)      Помни, что сочинение – это рассуждение на заданную тему, а значит, там должны быть и тезисы, и доказательства, и выводы. И не забывай о промежуточных выводах, иначе скатишься на обычный пересказ. Помни, что существует доказательство «от противного», как в математике.
6)      Кстати, о пересказе. Выпиши себе на лист А4 фамилии и инициалы авторов, названия книг, имена героев. Освежи в памяти сюжеты произведений. Вспомни, что крепость была Белогорской, а капитан Тушин отличился в Шенграбенском сражении. Это позволит тебе избежать фактических ошибок. Листочек внимательно прочитай, размножь и развесь по всей квартире: зрительную память еще никто не отменял.
7)      Пиши просто, но без сленга и просторечных выражений. Избегай красивостей: наверняка наделаешь речевых ошибок. Следи за логикой, правильно ли ты выстраиваешь свои доказательства и выводы.
8)      После написания черновика проверь его с карандашом в руках: выдели грамматические основы и обороты, проверь после этого, не потерял ли ты запятые. Не ставь запятую, если ты не можешь вспомнить правило для ее постановки. Лишние запятые - это такая же ошибка, как недостающие.
9)      Накануне сочинения ложись спать пораньше, не сиди допоздна ВКонтакте, положи в карман шоколадку на завтра.
10)  Помни, что твое сочинение будут сверять с интернетом и работами одноклассников. Не рискуй!

Ну, вот, собственно, и всё. Желаю тебе удачи. Три зачета из пяти ты наверняка сможешь получить, так что пиши спокойно и внимательно. Не уходи раньше времени, лучше проверь лишний раз работу. А в качестве бонуса за то, что ты дочитал моё письмо до конца, я могу предложить тебе сочинение на тему «Чем люди живы?», написанное мной.
 ИСТОЧНИК http://www.ug.ru/method_article/864

Комментариев нет:

Отправить комментарий