Субъектная
организация повествования:
Повествование может быть:
| |
Личное:
· От
лица лирического героя (исповедь)
· От
лица героя-рассказчика
|
Безличное:
· От лица повествователя
|
Персонажи:
Ø Главные
Ø Второстепенные
Ø Эпизодические
Ø Собственно действующие лица
Ø Упоминаемые (эпос, лирика)
Ø Внесценические (драма)
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ -
ОПИСАНИЕ
|
ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ
|
ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ
|
Описание опирается на физиологию,
а не психологию личности. Перечень портретных деталей
|
С другими персонажами;
литературным стереотипом; с явлениями или предметами
|
Воплощает внутренний мир во
внешнем облике:«Лицо его как будто дверью прищемлено…»А. Чехов
|
Краткий, с
минимумом деталей
|
Подробный,
обильно детализируемый
|
Лаконичность, приводящая к
возрастанию роли художественной детали
|
Обилие подробностей, нередко
избыточное
|
Статический
|
Динамический
|
Единовременно дает подробное,
исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа
Плюшкин – «Мертвые души» Н. Гоголя
|
Детали внешнего облика персонажа
«накапливаются» на протяжении всего произведения
Наташа – «Война и мир» Л. Толстого
|
Описание
неизменных статических деталей
|
Описание
внешности в динамике
|
Цвет волос, глаз, черты лица,
фигура
|
Улыбка, смех, жесты, мимика,
походка, плач, выражение лица
|
Приемы
создания художественного образа человека:
ØВнешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм;
портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;
ØПсихологический анализ – подробное, в деталях воссоздание
чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение
имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя;
Ø Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим
людям, в описании чувств героя, в его речи; характеристике героя через его
действия и поступки в системе сюжета;
ØПрямая авторская характеристика – она может быть непосредственной
или опосредованной (например, иронической)
ØХарактеристика героя другими действующими лицами;
ØСопоставление героя с другими действующими лицами и
противопоставления им;
ØИзображение условий, в которых живет и действует
персонаж (интерьер);
ØИзображение природы – помогает лучше понять мысли и
чувства персонажа;
Ø Изображение социальной среды, общества, в котором живет
и действует персонаж;
ØХудожественная деталь – описание предметов и явлений
окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое
обобщение, могут выступать как детали-символы);
Ø Наличие или отсутствие прототипа
Виды образов
– персонажей:
ЛИРИЧЕСКИЕ – в том случае, если писатель
изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни,
поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии)
ДРАМАТИЧЕСКИЕ – в том случае, если возникает
впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор
использует для характеристики персонажей прием самораскрытия,
самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических
произведениях);
ЭПИЧЕСКИЕ – автор-повествователь или
рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность,
обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в
романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)
ПЕРСОНАЖИ
могут
группироваться:
Ø По классовому признаку
Ø По сущности
Ø По сюжетной роли
Ø На основе их непосредственного участия в конфликтах
Примерный
план характеристики
художественного
образа-персонажа
I. Место
персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика
персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное
и материальное положение.
2. Внешний
облик.
3. Своеобразие
мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и
привычек:
· характер деятельности и основных жизненных устремлений;
· влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область
чувств:
· тип отношения к окружающим;
· особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
· с помощью портрета;
· в авторской характеристике;
· через характеристику других действующих лиц;
· с помощью предыстории или биографии;
· через цепь поступков;
· в речевой характеристике;
· через «соседство» с другими персонажами;
· через окружающую обстановку.
III. Какая
общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Большое спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьСпасибо, порекомендовала ваш блог коллегам-словесникам
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лариса Германовна, за столь высокую оценку моей работы
ОтветитьУдалить